среда, 8 июня 2011 г.

Макет упаковки под Flexo Process.

Задача:
Сделать макет упаковки TetraPak TCA удовлетворяющий требованиям печати типа Flexo Process. Использовать смесевые цвета и их оттенки.

Урок:
Первым делом я просматриваю технические требования к макетам от компании ТетраПак.




Ну тут всё понятно, линиатура как в цветной газете, печать в шесть красок. Обратите внимание, что минимальная печатная точка довольна большая, по сравнению с офсетом. Минимальная точка это значит что цвет можно сделать 0% - то есть нет цвета, затем от 13% до 87% и потом уже 100%. Диапазон 1-12% просто будет смываться с формы реактивом, получатся кучка разрозненных точек. Диапазон 88-99% наоборот не будет смыт с формы и у Вас получатся залипшие участки вместо градиента. Реально же в работе я делаю диапазоны 0%...16%-84%...100% для CMYK и 0%...25%-75%...100% для смесевых красок, потому что печать далека от идеалов. Почему отличаются диапазоны CMYK и смесевых красок? Потому что используются различные типы валов при печати. Смесевая краска должна ложиться ровно и чётко, поэтому кстати типографии не любят растрировать пантоны.
Смотрим дальше. Использовать я буду CMY+3 PMS, потому что дизайнеры ТетраПак  люто ненавидят чёрный цвет. Связано это скорее всего с экономией. На печатной ленте располагается сразу несколько разных макетов, поэтому часто смесевые краски нужны как раз для печати логотипов, товарных знаков и т.д., в общем того, что требует чистого и чётко заданного заказчиком цвета. Ну а чёрный цвет: «Как нибудь замешаем никто и не заметит» и его отбрасывают, как излишний.
С возможностями печать разобрались. Открываем чертёж упаковки и приступаем к работе. Чертёж я расположил на отдельном слое, поместил его поверх всех слоёв и запер на замок.




И так, передо мной чертёж классической упаковки от ТетраПак. Она так и называется Tetra Classic Acceptic (TCA). Acceptic - для стерилизованной продукции или если хотите ультрапастеризованной, это одно и то же. Выглядит классик как треугольная призма. Если кто то помнит в СССР выпускалось «треугольное» молоко - это и есть оно. Изначально эта упаковка поставлялась в СССР именно компанией ТетраПак. У меня на чертеже порционный вариант 200 миллилитров с соломинкой для питья. Ниже фотография такой упаковки, которую я сделал несколько лет назад.




По заданию я должен сделать макет молочного коктейля с ароматом рома. Этот коктейль должен привлекать детей пиратской темой. Нет алкоголя в нём не будет, это просто ароматизатор, и если честно даже не похожий на ром, это просто коктейль для юных пиратов.
Немного порыскав в сети, я нашёл несколько картинок с пиратами, которые мне понравились и я их использую для того что бы нарисовать пирата.




Не стану здесь описывать как я рисовал пирата, это тема для отдельного урока, просто сразу покажу Вам результат своих стараний.




Как видите я здесь полностью избежал каких либо градиентов, смешений, перетеканий и прочего, за что на меня ругались бы дизайнеры в далёкой Великобритании, подготавливая макет в печать.
Теперь я определяю контент, который буду располагать на упаковке: товарный знак, пират, перила корабля или балкона таверны, текст.




С текстом всё ясно, будет того цвета, который повезёт. Фон должен быть тёмным и сплошным, сделаю его точно таким же как и фирменный цвет товарного знака - тёмно фиолетовым, сплошным. Бордовый на товарном знаке и на одежде пирата так же будет смесевой цвет. У меня остался в запасе ещё один смесевой и три составных. Попугая я сделаю CY (cyan+yellow) цветом, это будут чистые цвета с оттенками. Оранжевый это будет MY (magenta+yellow). Коричневый цвет я сделаю третьим пантоном и буду менять его оттенок, это лучше чем смешивать три составных цвета.
Приступаю к покраске. ТетраПак пользуется красками и пантонами solid coated, поэтому я переключаюсь на эту палитру и применяю смесевые цвета (spot color) к нужным объектам.




Когда я начинаю раскрашивать коричневые детали рисунка, то применяю растрирование пантона. Для этого я применяю к объекту цвет, открываю редактор цвета (ctrl+e), в нижнем выпадающем меню выбираю Tint of another colour и выставляю нужный оттенок цвета. При этом нужно помнить о цветовых диапазонах минимальной точки.




Так же я поступаю с манжетами и отворотами на камзоле, где задаю им оттенок тёмно фиолетового пантона. CMY цвета я создаю из палитры process coated или просто замешиваю в редакторе цвета, потому что они мне нужны составные, а не смесевые. Оттенки этих цветов я так же задаю в редакторе цвета (ctrl+e), но уже в режиме Normal сolour. Раскрашенные элементы дизайна я расставляю на чертеже согласно направлению рукава. Добавляю тексты, штрих-код, который я делаю цветом товарного знака. Ставлю логотипы компании производителя и ТетраПака. Помещаю всё в clip по размеру чертежа. И вот результат.



Осталось только экспортировать в PDF и отправить в типографию. При сохранении в PDF Xara помещает весь контент в клип по размеру страницы. Видимо это сделано для того что бы документ можно было просматривать в любом ридере, хотя я бы всё таки опцию добавил помещать в клип или нет. По этой причине я делаю размер листа чуть больше макета, а макет располагаю в центре.




Теперь можно смело экспортировать. Цветовую модель обязательно нужно выставлять CMYK, компрессию растра отключить, шрифты должны сохраняться в кривых.




В полученном PDF, почему то не сохраняется структура слоёв, каждый слой будет отдельной группой, что в принципе то же самое, но не кошерно. Надеюсь разработчики всё же исправят этот глюк когда нибудь. Осталось только проверить правильность файла открыв его в Illustrator, Acrobat Reader или FreeHand. Вообще когда работаешь с полиграфией, то обязательно нужно иметь под рукой Illustrator или FreeHand, потому что формат AI версии 10 это стандарт, которого следует придерживаться.
Спросите почему же я всё рисую в Xara? Удобно и быстро. Я одинаково хорошо работаю в Illustrator и Freehand. Когда то начинал с Corel Draw 9, но потом естественно пришлось переучиваться на Illustrator. Тогда же я и стал использовать Xara, что бы быстро нарисовать макет, а после подготовить к печати в Illustrator. Я знаю много людей, которые точно так же рисуют в Inkscape, FreeHand, Corel Draw, Serif Draw, CreativeDocs и после готовят макеты в печать в Illustrator.



1 комментарий:

  1. Молодец. Вот только пирата нужно было попросить художника нарисовать.

    ОтветитьУдалить